Рефлексия

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

«Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

  1. я сам не смог справиться с затруднением;
  2. у меня не было затруднений;
  3. я только слушал предложения других;
  4. я выдвигал идеи…
 
«Моделирование или схематизация»

Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.

 
«Табличка»

Фиксация знания и незнания о каком–либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

  • понятие
  • знал
  • узнал
  • хочу узнать и т.д.
 
«Пометки на полях»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать
 
«Стрелки или графики»

Стрелки или графики, на которых учащиеся изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения.

 
«Продолжи фразу»

Карточка с заданием «продолжить фразу»:

  • мне было интересно…
  • мы сегодня разобрались….
  • я сегодня понял, что…
  • мне было трудно…
  • завтра я хочу на уроке…
 
«Лесенка "моё состояние"»

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

  • комфортно
  • уверен в своих силах
  • хорошо
  • плохо
  • крайне скверно
 
«Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются преподавателем в конце урока»
  • что было самым важным на уроке?
  • зачем мы сегодня на уроке…?
  • какова цель урока?
  • чему посвятим следующий урок?
  • какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • что для тебя было легко (трудно)?
  • доволен ли ты своей работой?
  • за что ты хочешь похвалить себя или кого–то из одногруппников?
 
«Хочу спросить»

Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на учебном занятии. Учащийся задает вопрос, начиная со слов «хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «я удовлетворен….» или «я неудовлетворен, потому что …»

 
«Рюкзак»

Прием рефлексии используется чаще всего на учебных занятиях после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример: я научился составлять план текста; я разобрался в такой–то теме; я наконец–то запомнил…