Тысячекратно цитируется применительно к процессу обучения древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у учащихся желание "напиться" из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность? Мотивация и целеполагание учебной деятельности – основное условие успешного обучения и развития личности.
В организации данный этап не прост и требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Один из следующих приёмов поможет Вам справится со столь нелёгкой задачей.
«Тема–вопрос»
«Работа над понятием»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы учебного занятия и преподаватель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "толковом словаре".
«Ситуация яркого пятна»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. далее определяется тема и цели учебного занятия.«Подводящий диалог»
«Группировка»
«Исключение»
«Домысливание»
«Линия времени»
«Генераторы – критики»
Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. формируются две группы: генераторы и критики.
Пример: задача первой группы – дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую–то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.«Необъявленная тема»
Приём, направленный на создание внешней мотивации изучения темы учебного занятия. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Пример: преподаватель записывает на доске слово «тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку педагога, которая не хочет выводит саму тему.
Преподаватель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине учебного занятия: почему рука отказалась записать тему учебного занятия.
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Преподаватель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале учебного занятия! Но начинать учебное занятие к нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…«Зигзаг»
Данную стратегию уместно использовать для развития у учащихся следующих умений:
- анализировать текст совместно с другими людьми;
- вести исследовательскую работу в группе;
- доступно передавать информацию другому человеку;
- самостоятельно определять направление в изучении какого–то предмета с учетом интересов группы.