Целеполагание, мотивация и организация деятельности учащихся

Тысячекратно цитируется применительно к процессу обучения древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у учащихся желание "напиться" из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность? Мотивация и целеполагание учебной деятельности – основное условие успешного обучения и развития личности.

В организации данный этап не прост и требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Один из следующих приёмов поможет Вам справится со столь нелёгкой задачей.

«Тема–вопрос»
Тема учебного занятия формулируется в виде вопроса учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
 
«Работа над понятием»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы учебного занятия и преподаватель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "толковом словаре".

 
«Ситуация яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. далее определяется тема и цели учебного занятия.
 
«Подводящий диалог»
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. ставится цель.
 
«Группировка»
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей учебного занятия.
 
«Исключение»
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. формулируется учебная цель.
 
«Домысливание»
Предлагается тема учебного занятия и слова «помощники»: повторим; изучим; узнаем; проверим. С помощью слов «помощников» учащиеся формулируют цели учебного занятия.
 
«Линия времени»
Преподаватель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят учебные занятия, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для учащихся, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
 
«Генераторы – критики»

Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. формируются две группы: генераторы и критики.

Пример: задача первой группы – дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую–то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
 
«Необъявленная тема»

Приём, направленный на создание внешней мотивации изучения темы учебного занятия. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример: преподаватель записывает на доске слово «тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку педагога, которая не хочет выводит саму тему.

Преподаватель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине учебного занятия: почему рука отказалась записать тему учебного занятия.

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Преподаватель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале учебного занятия! Но начинать учебное занятие к нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
 
«Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у учащихся следующих умений:

  • анализировать текст совместно с другими людьми;
  • вести исследовательскую работу в группе;
  • доступно передавать информацию другому человеку;
  • самостоятельно определять направление в изучении какого–то предмета с учетом интересов группы.
Пример: Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) – 5 человек.