Закрепление полученных знаний является важным элементом процесса усвоения. Известно, что можно понять то или иное явление, осмыслить его, но через некоторое время уже испытывать затруднение в его объяснении.
«Своя опора»
Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот приём уместен в тех случаях, когда преподаватель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учащихся. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).
Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.
«Да–нет»
Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: "да" или "нет".
"Да–нетка" учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать товарищей.
«Сорбонка»
«Работа в группах»
«Игра – тренинг»
Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, преподаватель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Деловая игра «Я – учитель»
«Щадящий опрос»
Преподаватель проводит тренировочный опрос, сам, не выслушивая ответов учащихся. Группа разбивается на две части по рядам–вариантам. Преподаватель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый учащийся дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – учащемуся второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает педагог или сильный учащийся. Учащиеся второй группы, прослушав ответ преподавателя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто "+" или "–". На следующий вопрос преподавателя отвечают учащиеся второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа педагога выставляют учащимся второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый учащийся в группе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы преподавателя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый учащийся при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
«Тесты»
«Глухие интеллект – карты»
Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Учащиеся восполняют интеллект–кату. Прием эффективен, если преподаватель при объяснении нового материала демонстрировал полностью заполненную интеллект–карту.
«Чтение – суммирование прочитанного в парах»
Этот прием особенно эффективен, когда изучаемый текст достаточно ― густой, перегруженный фактическим материалом, касается сложных предметных областей. Попросите учащихся разбиться на пары, а затем пары рассчитаться на 1, 2, 3, 4. Каждая пара получает соответствующий номер. Сообщите учащимся, что они будут сейчас читать статью, но достаточно непривычным образом. Поясните, что статья разделена на четыре части и парам будет дана для изучения часть статьи под соответствующим номером. А теперь каждая из этих четвертинок делится пополам. Это делается для того, чтобы один член пары был докладчиком, а другой ответчиком по первой части, на вторую половину они меняются ролями. Однако в конце урока учащиеся должны знать содержание статьи целиком. В задачу докладчика входит: внимательно прочитать текст и быть готовым суммировать прочитанное. После того, как они почитают свою часть, они должны быть готовы доложить партнерам прочитанное своими словами.
«Работа по дидактическим карточкам»
Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно–ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль преподавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.
При выборе карточки, учащиеся проходят три этапа:
- 1 этап – выбор задания (по содержанию)
- 2 этап – по степени сложности ( * – легкое, ** – сложное)
- 3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)
Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор дидактических карточек, состоящих из 6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на дидактической карточке соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.