Домашнее задание

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку. Конечно, не каждый раз и загадку посильную.

Творческий характер может иметь не только само домашнее задание, но и его подача. Педагог может продиктовать задание, может записать его на доске. А если записать как–то по–новому, необычно? Например, сочинить записки путешественника и т.д.

«Задание массивом»

Любой из уровней домашнего задания педагог может задавать массивом.

Например, педагог дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых учащийся должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Или задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач учащийся обязан решить минимум 15, остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал – тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

 
«Три уровня домашнего задания»

Данный прием способствует прогрессивному выполнению домашнего задания. Учащимся предлагается три уровня домашнего задания.

1 уровень – включает в себя обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому учащемуся.

2 уровень – тренировочный (включены задания для желающих хорошо знать предмет, освоить программу.). По усмотрению педагога эти учащиеся могут освобождаться от задания первого уровня.

3 уровень – творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности группы, выполняется добровольно и стимулируется хорошей отметкой и похвалой). Например, учащимся предлагается разработать:

  • чайнворды, кроссворды и т. п.;
  • тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;
  • сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;
  • плакаты – опорные сигналы.
 
«Необычная обычность»

Включает в себя процесс задавания домашнего задания в необычной форме. Например:

  • Темы сообщений записаны на листочках и помещены в импровизированный рюкзачок, и учащиеся вытягивают тему домашнего сообщения или задания;
  • Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами, связанные с изучением той или иной орфограммы (...делать, францу...кий, р...стение, ука...ка, неме...кий, выр...щенный), а из вставленных букв предлагается собрать слово «сказка». И далее домашнее задание связать с полученным словом (сочинить сказку и др.).
  • Учащимся предлагаются цифры, соответствующие номеру букв в алфавите. Из букв необходимо собрать слово и далее домашнее задание связываются с полученным словом (19, 12, 1, 9, 12, 1 – сказка).
  • Использовать простую формулу, расчёт. Например, на уроке физики – формулу закона Ома: I= , I =2, U=36, r–?. Ответ должен соответствовать номеру страницы, задания и т.п.
 
«Особое задание»

Продвинутые учащиеся получают право на выполнение особо сложного задания (педагог всячески подчеркивает свое уважение к решению учащегося воспользоваться таким правом). Раз особое внимание – то и особое задание:

  • особо сложное задание;
  • выполняется в специальной тетради;
  • включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.
 
«Идеальное задание»

Педагог предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.

 
«Идеальный опрос»
Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом педагогу.
 
«Творчество работает на будущее»

Учащиеся выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.

Если педагог регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.

Например, составить тест из 5 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.

 
«Обсуждаем домашнее задание»

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.