Организация самостоятельной работы учащихся

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий.

Этот вид деятельности очень важен. К. Д. Ушинский считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся. Главное – научить учащихся трудиться самостоятельно. Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся!

Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал и в этом Вам помогут следующие методы и приёмы:

«Мини–проекты»

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини–проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель.

 
«Решение ситуационных задач»

Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практикоориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.

 
«Мини–исследование»

Преподаватель “подталкивает” учащихся к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы: что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься в первую очередь? о чём хотелось бы узнать, как можно больше? Ответив на эти вопросы, учащийся может получить совет преподавателя, какую тему исследования можно выбрать. Например, тема может быть:

  • фантастической (учащийся выдвигает какую–то фантастическую гипотезу);
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.
 
«Работа с компьютером»
Учащиеся решают учебные задачи с использованием ТСО.
 
«В своём темпе»

При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.

 
«Озвучивание "немого кино"»
Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.
 
«Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

 
«Работа с иллюстративным материалом»
Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях включает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном, осуществляется запоминание, на втором – деятельность учащихся направляется на усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях. Наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями – выполнение определенных заданий.
 
«Вопросительные слова»

Прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме учебного занятия. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме учебного занятия. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример:

вопросительные слова

основные понятия темы

как? что?

где?

почему?

сколько?

откуда?

какой?

зачем?

каким образом?

какая взаимосвязь?

из чего состоит?

каково назначение?

информация

преступления

закон

статья

безопасность

категории

 

 

 

 

 

 
«Дерево предсказаний»

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. " Дерево предсказаний может выглядеть так: