Актуализация знаний

Актуализация означает, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, т.е. «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Кроме того, актуализация означает и психологическую подготовку обучаемого, возбуждение его интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала.

«Интеллектуальная разминка»

Можно начать учебное занятие с интеллектуальной разминки – два–три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по–разному:

  • что лишнее?
  • обобщить – что это …
  • что пропущено – логическая цепочка
  • какое слово скрывается и так далее.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
 
«Отсроченная отгадка»

Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из учебных занятий можно задать вопрос. Следующее учебное занятие нужно начать с ответа на этот вопрос.

 
«Игра в случайность»
Формула: преподаватель вводит в учебное занятие элементы случайного выбора. Там, где случай правит бал, – там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема повторения, тема доклада, вызываемый учащийся. Кроме рулетки подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале.
 
«Обсуждение выполнения домашнего задания»
Преподаватель вместе с учащимися обсуждает вопрос: насколько качественно выполнено домашнее задание.
 
«Лови ошибку!»

Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. поощряйте внимание и готовность вмешаться!

Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает преподавателем».
 
«Идеальный опрос»
Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом преподавателю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «10»? (учащиеся поднимают руки.) на «9»? на «8»? спасибо...
 
«Своя опора – шпаргалка» (конкурс шпаргалок)

Форма работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом а4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на учебном занятии вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.
 
«Кроссворд»
Кроссворды на учебном занятии – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.
 
«Я беру тебя с собой»

Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

  • умение объединять объекты по общему значению признака;
  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
  • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто–то из учащихся не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на учебных занятиях.
 
«Нестандартный вход в урок»
Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут учебного занятия. Преподаватель начинает учебное занятие с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
 
«Корзина идей, понятий, имен»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии учебного занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме учебного занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все учащиеся вместе знают об изучаемой теме.