Актуализация означает, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, т.е. «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Кроме того, актуализация означает и психологическую подготовку обучаемого, возбуждение его интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала.
«Интеллектуальная разминка»
Можно начать учебное занятие с интеллектуальной разминки – два–три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по–разному:
- что лишнее?
- обобщить – что это …
- что пропущено – логическая цепочка
- какое слово скрывается и так далее.
«Отсроченная отгадка»
Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из учебных занятий можно задать вопрос. Следующее учебное занятие нужно начать с ответа на этот вопрос.
«Игра в случайность»
«Обсуждение выполнения домашнего задания»
«Лови ошибку!»
Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. поощряйте внимание и готовность вмешаться!
Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает преподавателем».«Идеальный опрос»
«Своя опора – шпаргалка» (конкурс шпаргалок)
Форма работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом а4;
2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на учебном занятии вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.«Кроссворд»
«Я беру тебя с собой»
Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
- умение объединять объекты по общему значению признака;
- умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
- умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
- умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.