Советы психолога

Рекомендации психолога родителям подростков

  1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
  2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.
  3. Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя». В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
  1. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.
  2. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому, что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе. Совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.
  3. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
  4. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно. То же касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.
  5. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
  6. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
  1. Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.
  2. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.
  3. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в какихлибо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

 

Тематика бесед-консультаций для родителей,
проводимых педагогом-психологом

Простые правила по воспитанию ребенка
  1. Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
    Положительная эмоциональная установка: хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.
  2. Ясно определите, что вы хотите от ребёнка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает, по этому поводу.
    Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы.
  3. Предоставьте самостоятельность.
    Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой. Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, навязывают готовые решения. Дети - тоже. Однако дети - люди неопытные. Им хочется до всего дойти самим, но сделать это они могут с помощью взрослых. Помощь должна быть тактичной, своевременной, не выполнением дела «вместо» или «за» ребенка.
  4. Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
    Очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребёнка. И здесь…
  5. Не пропустите момент, когда дети достигнут первого успеха.
    Никогда не ждите особого случая - хвалите ребёнка за каждый удачный шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что…», и обязательно дайте почувствовать своё настроение: радость. Если ребёнок совершает ошибку, то необходимо…
  6. Своевременно сделать замечание, оценить поступок,  а затем сделать паузу - дать осознать услышанное от Вас.
    Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните…
    Главное - оценить поступок, а не личность.
    К, сожалению, именно в этом пункте таится самая распространённая и самая серьёзная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности), вместо «ты поступил плохо» (оценка поступка). Если критикуется поступок, ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь… Из справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителей.
    Не надо вспоминать всю свою жизнь, истории…Чем короче замечание - тем лучше. После замечания обязательно.
  7. Прикоснитесь к ребёнку и тем самым дайте понять, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.
    Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель.
  8. Воспитание должно быть поэтапным.
    Своевременно и точно поднимать планку.
  9. Воспитатель должен быть строгим, но добрым!
Как предупредить негативное влияние на ваших детей и предостеречь их от попадания в круг асоциальных личностей?

Уважаемые родители!

Каждый из вас желает, чтобы Ваши дети были здоровыми, благополучными, законопослушными людьми. Вот несколько простых правил, выполняя которые, Вы сможете предупредить негативное влияние на ваших детей, предостеречь их от попадания в круг асоциальных личностей:

1.Постоянно обращайте внимание на ответственное отношение к сохранности личных вещей, в том числе мобильных телефонов, велосипедов и к появлению у них новых вещей, которых вы не приобретали.

2.Требуйте от своих детей ношения в темное время суток световозвращающих элементов (фликеров). Жизнь и здоровье детей гораздо дороже стоимости фликера. Объясняйте детям, что при переходе проезжей части необходимо быть максимально внимательным!

3.Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений. В любой момент времени вы должны знать где, с кем находится ваш ребенок, чем занимается. Круг общения своего сына либо дочери вы должны знать с именами и фамилиями, адресами и телефонами.

4.Не допускайте нахождения ребенка вне дома в позднее время суток и в ночное время. Если сын или дочь отпрашиваются переночевать у друзей либо знакомых, свяжитесь лично с родителями друзей и только после этого принимайте решение.

5.Обязательно посещайте родительские собрания, поддерживайте связь с куратором и мастером п/о группы, педагогом социальным, обращайтесь за помощью (консультацией) к педагогу-психологу.

6.Больше общайтесь с ребенком о его делах, проблемах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях со сверстниками, в том числе в лицее и по месту жительства.

7.Ваши дети должны четко понимать, что вы крайне отрицательно относитесь к употреблению алкоголя в несовершеннолетнем возрасте, регулярно напоминайте им об этом. Не вздумайте наливать им алкогольные напитки, в том числе на праздники. Если же вы это делаете, то сами способствуете «воспитанию» будущего алкоголика.

8.Если вы позволяете ребенку курить либо «закрываете на это глаза», то вы рискуете, что кроме проблем со здоровьем, ребенок в будущем приобретет и другие вредные привычки, такие как употребление алкоголя, токсических веществ, наркотиков!

 

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.  В случае невыполнения родителями или лицами их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности. Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, административную, гражданскую, уголовную.

Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП)  предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста.

Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.

Для тех родителей, кто не выполняет свои обязанности, безразличен к безопасности своих детей КоАП дополнен статьей 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в ночное время вне жилища».

Соответствующее правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

В соответствии со ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун.

Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

- ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 67 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ!

Именно Вы несете полную ответственность за воспитание и содержание своих детей!

Внимание — НАРКОТИКИ!!!

В последние годы, из Китая в Россию заходит непрекращающийся поток новых наркотиков, расходится по стране почтовыми отправлениями, а непосредственная торговля ведется через сеть интернет. Названия этих наркотиков на слэнге: спайсы и соли. Бороться с ними сложно, потому что их с запозданием включают в список запрещенных, а также потому что распространение происходит через интернет, и организаторы сами не прикасаются к наркотикам. Основные потребители — молодежь 1989-1999 г.р.

Наркотики эти чрезвычайно опасны, так как доступны, просты в употреблении, и действуют в первую очередь на психику.

Государство не способно оградить наших детей, поэтому мы обязаны защитить их сами. Кроме нас этого никто не сделает.

Не будьте беспечны, не думайте, что это может коснуться любого, но не вас. Запомните — наркотики не выбирают, сын учительницы или дочь генерала. И основная причина наркомании — доступность наркотиков.

Ситуация осложняется еще и тем, что на эти виды наркотиков, в России не существует тестов, поэтому, тестирование проводимое сегодня в учебных заведениях, совершенно не отражает реального положения дел.

Что необходимо знать родителям!

Самые распространенные среди молодежи наркотики — курительные смеси JWH (план, дживик, спайс, микс, трава, зелень, книга, журнал, бошки, головы, палыч, твердый, мягкий, сухой, химия, пластик, сено, липкий, вишня, шоколад, россыпь, рега, дым, зеленый флаг, ляпка, плюха и т.д.) являются синтетическими аналогами каннабиноидов, но в разы сильнее.

Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов.

  • Сопровождается кашлем (обжигает слизистую);
  • Сухостью во рту (требуется постоянное употребление жидкости);
  • Мутный либо покрасневший белок глаз (важный признак! наркоманы знают, поэтому носят с собой Визин, и другие глазные капли);
  • Нарушение координации;
  • Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки);
  • Заторможенность мышления (тупит);
  • Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30);
  • Бледность;
  • Учащенный пульс;
  • Приступы смех.

В связи с тем, что дозу не просчитать (разные продавцы, составы, формулы, концентрация) возможны передозировки, которые сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, сильной бледностью, до потери сознания, и могут привести к смерти.

 После употребления, в течение нескольких дней и дольше:

  • Упадок общего физического состояния;
  • Расконцентрация внимания;
  • Апатия (особенно к работе и учебе);
  • Нарушение сна;
  • Перепады настроения (из крайности в крайность).

Основная примета — подросток начинает пропускать уроки, падает успеваемость, вообще перестает ходить в школу. Все время врет. Появляются друзья, о которых не рассказывает. При разговоре с ними по телефону уходит в другую комнату, или говорит, что наберет позднее. Появляется раздражительность до ярости, уходит от любых серьезных разговоров, уходит от контакта с родителями, отключает телефоны. При постоянном употреблении становится очевидной деградация. Думает долго, неопрятен, постоянно просит деньги, залезает в долги начинает тащить из дома. Теряет чувство реальности, развивается паранойя.

Обкуренные подростки, зимой зачастую тусуются в подъездах и компьютерных клубах.

Употребление курительных смесей — частая причина подростковых суицидов. Как правило, выходят из окон. Это не значит, что подросток хотел свести счеты с жизнью, возможно, он просто хотел полетать.

И еще. В 99% случаев употреблять курительные смеси начинают те, кто уже курит сигареты.

Покупают эти наркотики или через интернет, или у сверстников. Как правило, подростки заходят на известные сайты торгующие наркотиками, набирая в поисковике несколько ключевых слов, получает контакт, списывается через скайп или аську, делает заказ, ему тут же сообщают номер счета, он оплачивает через терминалы, и ему сообщают, где забрать спрятанные наркотики.

На слэнге — поднять закладку, найти клад. Те же самые действия можно осуществлять ВКонтакте, одноклассниках и т.д. Зачастую, информацию считывают со стен домов, когда видят надписи: Легал, Микс, Куреха, План и т.д. и номер аськи, реже — телефон.

Для подростков это все представляется интересной игрой. Для того чтобы понять, что ваш ребенок покупает наркотики, достаточно проверить его переписку, они ее как правило не стирают.

Сверстники, одноклассники, которые начинают торговать наркотиками в школе, сразу же становятся заметны, у них появляется другие телефоны, айпады, ноуты, они лучше одеваются. К ним обращаются старшие. Они становятся негативными лидерами, и, как правило, у позитивно настроенных детей не хватает аргументации эту ситуацию переломить.

Подросток, начавший торговать наркотиками, и использующий это занятие как способ коммуникации со старшими и самоутверждение среди сверстников, никогда не откажется от этого занятия добровольно.

Как выглядит этот наркотик

JWH заходит сюда в виде реагента (концентрат). Этот реагент — порошок, похож на обычную соду. Его разводят разными способами, и наносят (опрыскивают) на «основу». Чаще всего, «основа» — обычная аптечная ромашка. Может быть, мать-и-мачеха и вообще любая аптечная трава. Иногда, для вязкости перемешивают в миксере с черносливом или табаком для кальянов. Но, молодые потребители, как правило, берут готовый наркотик.

Самый распространенный способ употребления курительных смесей — маленькая пластиковая бутылочка с дыркой (если такие бутылочки с прожженной дыркой находят в школьных туалетах, это самый верный признак того, что в школе употребляют наркотики). Так же, смеси иногда курят через разные трубочки. Их, как правило, держат при себе, и от них ужасно воняет. Иногда, прежде чем зайти домой, подросток оставляет такую трубочку в подъезде (в щитке).

Алкоголь, и даже пиво, потенцирует действие наркотика. Человек дуреет, отключается вестибулярный аппарат, теряет пространственную и временную ориентацию, и напрочь отшибает память. У подростков встречается часто.

Ни один из употребляющих курительные смеси не считает себя наркоманом. У него напрочь отсутствует самокритика, у них трудно идет мыслительный процесс, они общаются только с себе подобными, поэтому убеждены, что курят все.

Сначала хватает одной-двух затяжек. Затем увеличивается частота употребления. Потом доза. Разгоняются быстро. Позднее, начинают курить неразведенный реагент. С этого момента наркоман уже не может обходиться без смеси и испытывает невероятный дискомфорт и беспокойство, если наркотика нет при себе.

Приходят в себя очень долго. Как правило, проходит несколько месяцев, прежде чем начинают адекватно оценивать происходящее. Нам случалось наблюдать необратимые последствия употребления курительных смесей.

Как научить ребенка распоряжаться деньгами

Когда у ребенка должны появляться собственные деньги? Как часто нужно ему их давать и сколько? Должен ли он их зарабатывать, каким образом и с какого возраста? Как научить его тратить деньги «с умом» и как воспитать бережливость? Подобными вопросами задаются, пожалуй, все родители. Часто они не знают, как поступить, когда ребенок просит денег. С одной стороны, не хочется лишать ребенка чего-то нужного, а с другой — не хочется слишком избаловать. Родители хотят проявить родительскую любовь, но при этом понимают, что надо развивать у детей и чувство ответственности. Согласитесь, считать, что «копейка рубль бережет», а потом заявлять, что «жизнь и так не балует», поэтому не стоит лишаться каких-то небольших радостей, — не слишком последовательно. Потому-то родителям трудно не только показать ребенку на деле, как надлежащим образом расходовать средства, но и самим придерживаться какой-то определенной линии поведения.

Конечно, написать список рекомендаций, весьма убедительных на бумаге, гораздо проще, чем осуществить их на практике. Наверняка вам встречались люди, которые планируют и тратят свои финансы совсем не так, как это делали их родители. Дети, которых с раннего детства учили экономии и бережливости, могут вырасти как серьезными, солидными людьми, так и бездумными транжирами. И в семье, где серьезно не планировали бюджет, может вырасти абсолютно пунктуальный в финансовых вопросах человек. Иными словами, дети могут расти в одинаковых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга своим отношением к деньгам. Один будет прочно стоять на ногах даже обладая скромными средствами, потому что умеет распоряжаться ими, а другой будет вечно находиться на грани банкротства, хотя и зарабатывает в десять раз больше. Причина кроется в том, что искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания.

Чем меньше мы разбираемся в себе и понимаем свои хотения, тем хуже мы можем управлять ими, а значит, и своими деньгами, которые необходимы для их удовлетворения. Экономия или трата денег сами по себе не имеют никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые насущные нужды. Жадный человек лишает себя удовольствия сегодня, транжира — завтра. Деньги — всего лишь способ удовлетворения желаний, а раз так, значит, надо, чтобы тот, кто их тратит, имел голову на плечах. Вот и все!

Дима долго и настойчиво упрашивает родителей купить ему радиоуправляемую машинку. Наконец родители, понимая, насколько сильно мальчику хочется поиграть ею, идут в магазин. Вожделенная машинка торжественно вручается Диме. Счастью и радости нет предела. Но не проходит и двух дней, как папа обнаруживает дорогую игрушку в саду испачканной и насквозь мокрой после дождя. В чем дело? Порой мы не замечаем, что желание что-то иметь мотивируется не только привлекательностью игрушки. Игрушка часто становится для ребенка символом любви родителей к нему и уверенности в его способности уговорить их. Получается, что ребенок ставит нас, взрослых, в положение, когда, чтобы показать нашу доброту и любовь, мы должны что-то купить! Хотя в другой ситуации те же самые добродетели могут быть продемонстрированы без всяких денег. Иными словами, мы сами учим ребенка использовать деньги для удовлетворения тех желаний, какие, по существу, не имеют ничего общего с приобретаемыми вещами.

Даже в мире взрослых мы сталкиваемся с проблемой покупок не по карману или в кредит, что само по себе не предосудительно. Но за подобными поступками часто кроется желание «быть не хуже других», иначе, как им кажется, их осудят окружающие. Заболевший человек тратит, как правило, больше денег, чем здоровый, — жизнь обходится ему дороже, чем обычно. Точно так же дороже она обходится и тому, кто не умеет разобраться в себе, и дешевле для того, кто осознает себя.

Экономическая ответственность означает не трепетное отношение к деньгам, но психологическую зрелость личности. Вот почему так важно научить детей пользоваться деньгами. Мы попытаемся дать некоторые рекомендации по поводу денег, но самое важное — сосредоточить наши усилия на развитии психологической зрелости ребенка.

Как наладить гармоничные отношения с ребенком. Как это сделать?

 1.  Соблюдайте основные принципы:

Поддерживайте все позитивное в ребенке.

Ваш ребенок должен с любо­вью и уважением относиться к самому себе.

Всегда с пониманием и симпатией прислушивайтесь к тому, что говорят ваши дети.

Акцентируйте внимание на чувствах и переживаниях. Понимание чувств ребенка — путь к ненасильственному разрешению проблем.

Сотрудничайте с детьми.

Решайте любую проблему с ребенком как с рав­ноправной и равноценной личностью.

2Придерживайтесь следующих правил:

Общаясь с ребенком, всегда

говорите о конкретных ситуациях, поступках. Не давайте оценку личности, характеру ребенка. Категорически избегай­те диагноза и прогноза его судьбы.

В центре ваших высказываний

должны находиться чувства, эмоции, пере­живания. Применяйте «зеркальное» отражение чувств ребенка, покажите, что вы понимаете его. Научите ребенка узнавать, понимать, выражать иоценивать свои собственные чувства.

Если вы что-то требуете от ребенка,

не оставляйте его наедине с пробле­мой, скооперируйтесь с ним. Опишите ситуацию, расскажите, чего вы жде­те от ребенка, предложите возможные способы разрешения проблемы. Пусть ребенок сам выберет решение из альтернативных действий.

Поощряя и наказывая ребенка, способствуйте его личностному росту.

Наказание применяйте только в виде запрещения.

Физические наказания исключены, так как развивают у ребенка агрессивность, тревожность, неуве­ренность в себе. Поэтому лучше, зная ребенка, прогнозировать его поведение и предупреждать нежелательные поступки. Запрещения должны быть конкретно сформулированы и строиться по схеме:

  • сообщите ребенку, что вы понимаете его чувства, желания;
  • опишите его действия;
  • скажите о запрете четко и понятно;
  • предложите альтернативы взамен запрещаемого;
  • дайте ребенку знать, что вы понимаете его негативные чувства и реакции, связанные с запретом.

Наказание эффективно, когда ребенок осознает свои ошибки.

ОСНОВНОЙ СПОСОБ ПООЩРЕНИЯ — ПОХВАЛА.

 Помните, что хвалить ребенка нужно:

  • оценивая, как и что он сделал, сколько усилий приложил, что чувствовал;
  • не сравнивая ребенка с другими детьми;
  • позволяя ребенку самому оценить себя.

Не связывайте материальное поощрение с конкретными достижениями ре­бенка, его послушанием. Ребенок должен чувствовать, что новая покупка, по­дарок — не плата за что-то, а свидетельство родительской любви и заботы.

Если в ваших отношениях с детьми не все гладко, не отчаивайтесь: мно­гие родители переживают трудности в воспитании. Не пытайтесь сразу обвинить ребенка. Возможно, причина вашего недовольства не в нем, а в вас, в вашем восприятии его поведения.

Попробуйте измениться САМИ!



Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

развернуть

Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство. Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры. На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются. Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.

Правонарушения несовершеннолетних:

 - нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;

- мелкое хищение;

-незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов;

-употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;

- занятие проституцией; -деятельность и поступки, представляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;

- безбилетный проезд;

-управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;

-управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов;

 -нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего;

 - заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;

 - мелкое хулиганство; - пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;

 - появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов.

 

Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может быть юридической или моральной. Наказание за правонарушение может быть следующим:

  • предупреждение;
  • штраф; ·
  • обязательные работы (общественные работы);
    • конфискация предмета или орудия совершения правонарушения;
    • административный арест.

Советы родителям несовершеннолетних детей

 Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи. Акцентируйте внимание детей на ответственном поведении, необходимости и важности отвечать за свои действия. Показывайте также положительный результат от стремлений исправить свои ошибки, показывайте возможность исправления сделанного. Дети должны знать «цену денег», уметь ими распоряжаться и планировать бюджет. И самое главное – демонстрируйте детям собственный положительный пример. Ведь чему бы вы их не учили, поступать они будут так же, как вы.

 Незнание закона не освобождает Вас от ответственности!!!

свернуть

Что делать родителям, чтобы их ребенок не стал наркоманом?

развернуть

Выберите позицию личной ответственности за своего ребенка, свою семью. Не ждите, когда беда постучится к Вам в дом. Найдите время, чтобы говорить с Вашим ребенком на темы наркомании.

Создайте в своей семье атмосферу любви, доверия и безопасности, вырабатывайте ясные и справедливые правила совместной жизни, выполняйте взятые обещания, интересуйтесь заботами и проблемами ребенка, его внутренним миром.

Развивайте в ребенке навыки самостоятельного приема решений, инициативу, собственный взгляд на происходящее. Лучше, чтобы Ваш ребенок был ведущим, а не ведомым.

Учите подростка справляться с трудностями и неудачами, говорите, что отрицательный опыт, это тоже опыт.

Учите ребенка видеть и понимать красоту окружающего мира, учите получать удовольствие в повседневной жизни (от природы, хорошей книги, общения с интересными людьми и т.д.)

Вашему ребенку необходимо предоставить выбор самому решить никогда не прикасаться к наркотикам. Ваша роль должна быть не запрещающей, не наставляющей, а поддерживающей, принимающей, информирующей.

Донесите до Ваших детей, что:

 

  • вслед за удовольствием от принятия наркотиков наступают сильные физические муки;
  • сильно портится физическое здоровье;
  • резко снижаются умственные способности;
  • высокий риск заражения СПИДом, другими инфекционными заболеваниями;
  • уменьшается и сходит на нет половая потенция;
  • подросток лишается будущего;
  • те, кто употребляет наркотики – не самые крутые. Они самые глупые. Продажа наркотиков – большой бизнес и наркоман играет в нем роль пешки, дурочка, который расплачивается за свою глупость не только деньгами, но и своей жизнью.

 

Наркоманию можно победить только тогда, когда с каждым подростком в каждой школе, в каждом семье будет проводиться регулярная работа по формированию правильного отношения к наркотикам!

 Родители еще здоровых детей, каждый задайте себе вопрос: «Что я САМ сделал, чтобы мой ребенок не стал наркоманом?»

свернуть

Профилактика ПАВ

развернуть

В настоящее время наше общество всерьез заговорило и озаботилось проблемой наркомании - свидетельство этому материалы в печатных и электронных средствах массовой информации. Да, есть выраженный количественный рост этих явлений, идет "омоложение" потребителей ПАВ, и здесь почти в равной мере представлены и мальчики, и девочки… - словом, ситуация более чем грустная и тревожная.

Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи. Наркомания - это тяжелое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика.  Беда может прийти в любую семью. Заболевают подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому очень важный адресат  профилактической деятельности – семья ребенка.

Предполагаемые методические рекомендации  смогут помочь родителям в общении с детьми,  педагогам построить правильную работу с родителями. Рекомендации  включают в себя: правила эффективного общения; памятки для родителей по прямой и непрямой профилактике, организация работы с родителями, адреса помощи.

 

 

Уважаемые родители!

 

Наркомания – заболевание, возникающее в результате злоупотребления наркотическими веществами. Это психическая и физическая зависимость от наркотиков. Это болезнь, которая практически не лечится. Наркоман не может жить без наркотиков. Наркотик становится частью обмена веществ в его организме. Многие переоценивают силу своей воли, думая, что смогут попробовать наркотики, а потом «завязать». Но наркотик сильнее человека и забирает его навсегда.

Наркомания – это болезнь, и смертельный исход неизбежен. Средняя продолжительность жизни наркомана 5-7 лет с начала регулярного употребления наркотиков.

 

Как Вы можете распознать признаки наркомании у Ваших детей?

 

  • Обратите внимание на неожиданные изменения в поведении подростка:
  • резкое снижение или повышение активности;
  • потеря интереса к учебе, увлечениям, пропуски занятий;
  • необъяснимая раздражительность, лживость, рассеянность;
  • появление подозрительных приятелей, резкое изменение круга друзей;
  • появление скрытости в поведении, отказ сообщать о своем местонахождении;
  • позднее возвращение домой в необычном состоянии;
  • трудное пробуждение по утрам, невнятная речь;
  • потеря аппетита, снижение веса, сонливость.

Помните, что некоторые из перечисленных здесь признаков употребления наркотиков совпадают с типичными особенностями подросткового поведения.

Вас должно насторожить:

 

  • исчезновение денег или ценностей из дома;
  • увеличение требуемой суммы денег на карманные расходы;
  • наличие у подростка медикаментов, шприцев, ампул, тюбиков из-под клея;
  • непривычные запахи, пятна на одежде, следы на теле подростка.

 

Почему люди принимают наркотики?

 

Статистика показывает:

45% начинают принимать наркотики из любопытства;

43%- под влиянием друзей;

12%- из желания убежать от проблем.

 

Основные причины, приводящие подростка к употреблению наркотиков (кроме генетической предрасположенности и родовой травмы) – причины, возникшие в результате неблагоприятных семейных отношений:

  • неадекватная заниженная или завышенная самооценка;
  • отсутствие четкой цели в жизни, отсутствие заботы о себе и о своем здоровье;
  • недостаток любви и поддержки в семье;
  • эмоциональная боль, разочарование в семье от психической (а иногда и физической) травмы, полученной в детстве от родителей;
  • гиперопека со стороны родителей, отсутствие навыков самостоятельного приема решений, повышенная внушаемость;
  • низкая устойчивость к стрессам, неумение справляться с трудностями;
  • неумение получать удовольствие, удовлетворение от повседневной жизни; отсутствие нравственных ценностей, внутреннего стержня.
свернуть

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

развернуть
  • Изменения в поведении:
  • Интерес к играм сексуального содержания.
  • Поразительные для возраста знания о сексуальной жизни.
  • Соблазняющее поведение.
  • Сексуальные действия с другими детьми.
  • Необычная сексуальная активность.
  • Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
  • Замкнутость, изоляция, уход в себя.
  • Депрессивность, грустное настроение.
  • Отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство «испорченности»
  • Частая задумчивость, отстраненность.
  • Истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля.
  • Трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ровесниками,
  • отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними друзьями.
  • Отчуждение от братьев и сестер.
  • Терроризирование младших детей и детей своего возраста.
  • Жестокость по отношению к игрушкам.
  • Амбивалентные чувства к взрослым.
  • Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
  • Неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение.
  • Резкое изменение успеваемости в школе (гораздо хуже или гораздо лучше)
  • Прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, от посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции.
  • Принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию)
  • Уход из дома.
  • Изменение самосознания ребенка:
  • Падение самооценки.
  • Мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
  • Боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком.
  • Боязнь раздеваться.

Если признаки присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить о том, что происходит в его жизни. Если ваши опасения подтвердились, необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана помощь. Если ребенок остается один на один со своей проблемой, психические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека.

свернуть

Как снизить депрессивность ребенка

развернуть

Симптомами депрессии могут быть негативные эмоциональные  процессы и состояния; негативные ошибочные суждения относительно себя, других и обстоятельств; отсутствие мотивации проявлять какую-либо активность.

 Депрессия может быть следствием каких-либо нарушений в организме, необходимо либо исключить диагноз, либо установить диагноз и начать лечение. Иногда бывает достаточно физической активности, режима чередования труда и отдыха, оптимального сна, полноценного и сбалансированного питания.

Люди в депрессивном состоянии более других нуждаются в любви, в заботе, в поддержке, в одобрении, во вселении надежды. Предоставляя подростку возможность поделиться своими негативными переживаниями, необходимо стать сопереживающим слушателем, воздерживаться от критических замечаний в адрес услышанного.

В конфликтных ситуациях с участием подростка более предпочтительны переговоры с целью совместного поиска взаимоприемлемого решения, компромисс (взаимные уступки), сглаживание (временное урегулирование); менее предпочтительны игнорирование конфликта, избегание разрешения конфликта, абсолютное подавление оппонента, абсолютное подчинение оппоненту. Любой авторитетный для обоих оппонентов человек может быть посредником в переговорах.

Содействуя формированию у подростка  адекватно высокой самооценки,  необходимо порицать только отдельное действие подростка, не распространяя порицание на его личностные качества, на всю его личность; хвалить личность подростка, даже если похвалы заслуживает только отдельное его действие; отказаться от сравнения ребенка с другими детьми в пользу сравнения подростка с самим собой; хвалить подростка за успех, достигнутый в результате его старанияодобрять ребенка за старание даже при отсутствии успеха; ободрять подростка при неудаче; верить в успех подростка и вселять в подростка веру в успех.  

Люди по-разному воспринимают прошлое, настоящее и будущее. Сознание некоторых людей сконцентрировано на негативных явлениях, позитивные события ими игнорируются. Такие люди, как правило, прогнозируют негативное будущее, из-за негативного прогноза переживают в настоящем тревогу,  из-за переживания тревоги лишаются в настоящем части энергии, уменьшая тем самым вероятность будущего успеха. Далее такие люди, уверенные в собственной правоте, продолжают строить негативный прогноз в отношении будущего. Конструктивное отношение к будущему основано на убеждении «Будущее неопределенно. Повысить вероятность будущего успеха помогут эффективные действия в настоящем». Такое убеждение стимулирует активность человека в настоящем, переключает его сознание с переживания тревоги на деятельность.

В обычном состоянии мотивация предшествует действию, в депрессивном состоянии действие должно предшествовать мотивации.  При физической активности, при занятии любимым делом улучшается настроение, снижается тревожность.  Желательно подобрать подростка занятия, приносящие ему удовольствие.

свернуть

Как снизить тревожность подростка

развернуть

Тревога – реакция человека на ситуацию неопределенности  при негативном прогнозе.

Тревожность – черта личности, испытывающей тревогу часто и по незначительным поводам.

Тревожный ребенок обычно напряжен, скован, часто грызет ногти (ручку и т. д.). легко пугается, плаксив, очень ко всему чувствителен, часто бывает агрессивным, обидчив, нетерпелив, не может ждать, легко краснеет или бледнеет, испытывает трудности с сосредоточением, суетлив, с потеющими руками, с трудом включается в работу, с трудом регулирует громкость голоса, (темп речи) при ответе.

Основные причины повышенной тревожности: 1. Конституциональная предрасположенность (особенности нервной системы). 2. Тревожная атмосфера в окружении (тревога – заразительная эмоция) 3. Опыт ранних отношений ребенка с родителями. 4. Авторитарный стиль родительского воспитания, при котором завышенные ожидания превращают жизнь ребенка в борьбу за достижения.

  1. Неудачный опыт.

Тревожный человек

Нерешителен, ему сложно сделать выбор, сделав выбор, он сомневается в его правильности. 2. Стремится все предусмотреть, спланировать, проконтролировать, не ошибиться.

Чувствительный, ранимый.

Испытывает дефицит энергии (тревога изматывает).

Нуждается в похвале, в поддержке.

Существуют три уровня способов снижения тревожности: 1. Поведенческий уровень –  формирование умений, развитие навыков уверенного поведения. 2. Рациональный уровень –  пересмотр некоторых ошибочных убеждений.

  1. Эмоциональный уровень – воздействие на эмоциональную сферу личности (на тревогу).

Повышенная школьная тревожность формируется под действием следующих факторов: 1. Общая тревожность в школе. 2. Переживания социального стресса. 3. Фрустрация потребности в достижении успеха. 4. Страх самовыражения. 5. Страх ситуации проверки знаний. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

 Что могут родители с целью снижения тревожности ребенка:  

  1. Не заражать тревожного ребенка собственной тревогой. 2. Отказаться от запугивания тревожного ребенка негативными последствиями неудачи. 3. Отказаться от обещания тревожному ребенку непропорционально большого поощрения успеха. 4. Помнить, что в ситуации успеха тревожный ребенок нуждается в одобрении, в ситуации неудачи – в ободрении и помощи. 5. Верить в успех тревожного ребенка, вселять в тревожного ребенка веру в успех.

Не стоит опасаться первых признаков волнения, лучше использовать некоторые приемы:

сохранять спокойный голос, уверенные жесты,

восстановить дыхание,

осуществить репетицию поведения в ситуации, вызывающей волнение,

переключиться.

Полезно знать следующие факты:

Слова «Не волнуйся!», «Не переживай!» приводят к противоположному эффекту.

Сила воли и тревожность находятся в обратной пропорциональной зависимости.

Ошибка тревожных людей заключается в том, что сначала они стараются побороть тревогу, а потом действовать. Лучше начать действовать на фоне переживаний, тревога «лечится» занятостью.

 

 

свернуть

Рекомендации безопасность в интернете

развернуть

Подростки используют интернет по-разному и для разных целей по мере взросления. Родители детей из каждой возрастной группы беспокоятся о разных вещах и хотят контролировать разные действия. Однако есть набор общих рекомендаций, которые следует помнить родителям подростков любого возраста.

Храните имена пользователей и пароли в безопасности

Для многих используемых детьми веб-сайтов требуется имя пользователя и пароль. Убедитесь, что дети знают, что эту информацию нельзя передавать никому, даже друзьям. Возможно, никто не хочет причинить ребенку никакого вреда, но даже в розыгрышах из лучших побуждений что-то может пойти не так и доставить неприятности. Храните имена пользователей и пароли в секрете и обязательно меняйте пароли, если подозреваете, что кто-то мог их узнать.

Периодически меняйте пароли

Наряду с напоминанием детям о том, что никому нельзя сообщать свои пароли, также рекомендуется периодически менять пароли. Утечки данных происходят постоянно, а утечка паролей подвергает риску кражи личных данных и другим проблемам с кибербезопасностью. Настройте расписание смены паролей учетных записей каждые 3-6 месяцев или каждый раз, когда платформа сообщает о взломах или утечках данных. Вы можете использовать менеджер паролей, чтобы отслеживать все свои пароли в интернете и упростить их поиск вашим детям.

Не разглашайте личную информацию в интернете

подростки не должны сообщать никому в интернете свое полное настоящее имя, адрес, район проживания, номер телефона и прочие данные. Общее правило: никогда не сообщать информацию, которая могла бы помочь интернет-хищникам найти их. Даже небольших деталей, таких как название школы или спортивной команды, достаточно, чтобы раскрыть личность. Если подростки используют сайты, позволяющие общаться с незнакомцами, например, платформы социальных сетей, убедитесь, что они знают, что эта информация является конфиденциальной.

Будьте внимательны в социальных сетях

Действия подростков в социальных сетях требуют особой осторожности и внимания. Интернет огромен, но компрометирующие фотографии, грубые комментарии и личная информация могут оставить сильный след, и часто навсегда. Напомните детям, что все опубликованное в интернете сразу становится общедоступным, и любой может увидеть это. Даже частные учетные записи иногда подвергаются утечкам или атакам злоумышленников. Если вы не хотите, чтобы какой-либо неприятный момент повторялся и тревожил ваших детей, объясните им, что нужно внимательно относиться своим публикациям.

Проверяйте возрастные ограничения

Многие приложения и веб-сайты имеют собственные возрастные ограничения для создания учетных записей, просмотра и регистрации. Но проблема в том, что на большинстве таких сайтов фактически нет функции проверки возраста.

Объясните опасность передачи геоданных

Почти все современные приложения и веб-сайты имеют функции отметки геопозиции или передачи данных о местоположении. Подростки должны знать, чем опасно сообщать о своем местоположении, и что не следует неосознанно соглашаться с таким условием во всплывающих окнах приложений. Публичная демонстрация данных о местоположении подвергает детей различным опасностям: от сетевых интернет-хищников, которые могут найти их, до риска кражи личных данных. Убедитесь, что подростки понимают, что означает, когда в приложении спрашивается, можно ли передавать данные о местоположении.

Используйте одинаковые правила при общении онлайн и лично

Научите подростков тому, что к онлайн и к личному общению применимы одни и те же правила. При общении в интернете и написании комментариев лучше оставаться добрым и вежливым, не следует писать ничего такого, что не смогли бы сказать в лицо. Это также применимо и при анонимной публикации сообщений. Публикация обидных и грубых вещей – это не только некрасиво и нелицеприятно по отношению к другим, но также может навредить репутации вашего ребенка.

 

свернуть

Памятка о половой неприкосновенности

развернуть

Научите детей говорить - НЕТ!

развернуть

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

развернуть

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим.

Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 22.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Что делать, если страшное уже произошло?

Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.

Зачастую малыш не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.

Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

В сложившейся ситуации важно вывести малыша на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».

Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.

Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.

Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.

Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.

свернуть