Изучение нового материала

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависит от многих факторов: особенностей и уровня подготовки учащихся, особенностей учебного предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения учебного кабинета или мастерской, мастерства педагога.

Многолетний опыт педагогов–экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.

Приведённые ниже модули учебного занятия, приемы и техники вы можете использовать для достижения поставленных целей.

«Лови ошибку»

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить учащихся о её наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем учебным предметам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Недостатки приема «Лови ошибку!»: их нет, если правила его применения не нарушены.

 
«Инсерт»

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма – Воган и Эстес.

"Инсерт" – это:

I – interactive – самоактивизирующая

N – noting

S – system – системная разметка

E – effective – для эффективного

R – reading – чтения

T – thinking – и размышления

Приём используется в три этапа:

  1. В процессе изучения материала учащиеся маркируют текст значками («V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы);
  2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
  3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

 
«Послушать–сговориться–обсудить»
Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учащихся с любыми уровнями подготовки. Учащимся предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем учащиеся должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их группе.
 
«Вопрос к тексту»
Перед изучением учебного материала ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить количеством вопросов.
 
«Хорошо – плохо»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на учебном занятии, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Вариант 1

Преподаватель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2

Преподаватель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Вариант 3

Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

 
«Работа с интернет–ресурсами»
Для учащихся работа с интернет–ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно–информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого учащиеся не имеют, работая только с учебником.
 
«Пресс–конференция»

Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие её вопросы.

 
«Ключевые термины»
Из текста выбираются четыре–пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимися, работающими парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.
 
«Привлекательная цель»

Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей–неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

 
«Связи»

Универсальный прием–игра ТРИЗ формирует:

  • умение находить связи между объектами в системе;
  • умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
  • умение устанавливать связи между любыми объектами.
Педагог задает (или учащиеся выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Учащиеся строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.
 
«Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у учащихся:

  • анализировать текст совместно с другими учащимися;
  • вести исследовательскую работу в группе;
  • доступно передавать информацию другому человеку;
  • самостоятельно определять направление в изучении какого–то предмета с учетом интересов группы.
Например, прием можно использовать для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого необходимо сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) – 5 человек.
 
Стратегия «ИДЕАЛ»

Это стратегия технологии развития критического мышления.

Стратегия позволяет формировать:

  • умения определять проблему;
  • умение находить и формулировать пути решения проблемы;
  • умение выбирать сильное решение.

Пример.

Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

 
«Своя опора»

Универсальный приём, сворачивающий информацию формирует:

  • умение выделять главную мысль;
  • умение устанавливать связи между объектами;
  • умение представлять информацию в «свернутом виде».

Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда педагог сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учащихся. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

 
«Целое–часть. Часть–целое»

Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов учащемуся следует определить, какое правило имеет здесь место: целое–часть или часть–целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу.

Пример.

  1. Автомобиль – колесо;

ружье –

а) стрелять б) курок в) оружие

  1. копейка – рубль;

рукав –

а) пришивать б) пуговица в) рубашка

 
Конструктор ТРИЗ «Событие»

Универсальный конструктор ТРИЗ для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию. Кроме того, конструктор помогает строить задания, позволяющие учащимся работать с уже известными им закономерностями, т.е. дополнять утверждения известной им информацией.

Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если...», «что следует из того, что...», «какой вывод можно сделать из того, что...», «закончите фразу...» и «при каком условии...».