Выбор формы изучения нового материала на уроке зависит от многих факторов: особенностей и уровня подготовки учащихся, особенностей учебного предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения учебного кабинета или мастерской, мастерства педагога.
Многолетний опыт педагогов–экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
Приведённые ниже модули учебного занятия, приемы и техники вы можете использовать для достижения поставленных целей.
«Лови ошибку»
При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить учащихся о её наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Преимущества приема «Лови ошибку»:
- универсален, его применение возможно на уроках практически по всем учебным предметам;
- приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
- развивает аналитические способности;
- предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
- заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
- воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Недостатки приема «Лови ошибку!»: их нет, если правила его применения не нарушены.
«Инсерт»
Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма – Воган и Эстес.
"Инсерт" – это:
I – interactive – самоактивизирующая
N – noting
S – system – системная разметка
E – effective – для эффективного
R – reading – чтения
T – thinking – и размышления
Приём используется в три этапа:
- В процессе изучения материала учащиеся маркируют текст значками («V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы);
- Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
- Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
«Послушать–сговориться–обсудить»
«Вопрос к тексту»
«Хорошо – плохо»
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на учебном занятии, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
Преподаватель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Преподаватель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3
Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
«Работа с интернет–ресурсами»
«Пресс–конференция»
Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие её вопросы.
«Ключевые термины»
«Привлекательная цель»
Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей–неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
«Связи»
Универсальный прием–игра ТРИЗ формирует:
- умение находить связи между объектами в системе;
- умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
- умение устанавливать связи между любыми объектами.
«Зигзаг»
Данную стратегию уместно использовать для развития у учащихся:
- анализировать текст совместно с другими учащимися;
- вести исследовательскую работу в группе;
- доступно передавать информацию другому человеку;
- самостоятельно определять направление в изучении какого–то предмета с учетом интересов группы.
Стратегия «ИДЕАЛ»
Это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
- умения определять проблему;
- умение находить и формулировать пути решения проблемы;
- умение выбирать сильное решение.
Пример.
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
«Своя опора»
Универсальный приём, сворачивающий информацию формирует:
- умение выделять главную мысль;
- умение устанавливать связи между объектами;
- умение представлять информацию в «свернутом виде».
Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда педагог сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учащихся. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.
«Целое–часть. Часть–целое»
Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов учащемуся следует определить, какое правило имеет здесь место: целое–часть или часть–целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу.
Пример.
- Автомобиль – колесо;
ружье –
а) стрелять б) курок в) оружие
- копейка – рубль;
рукав –
а) пришивать б) пуговица в) рубашка
Конструктор ТРИЗ «Событие»
Универсальный конструктор ТРИЗ для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию. Кроме того, конструктор помогает строить задания, позволяющие учащимся работать с уже известными им закономерностями, т.е. дополнять утверждения известной им информацией.
Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если...», «что следует из того, что...», «какой вывод можно сделать из того, что...», «закончите фразу...» и «при каком условии...».