Начало учебного занятия

Начало урока – один из важнейших его моментов который предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Именно этот этап урока и вызывает у педагогов наибольшие затруднения. Ведь каждый педагог стремится к быстрому включению обучающихся в работу.

Организационный момент требует творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.

Чтобы начало Вашего урока стало необычным и интересным для учащихся предлагаем попробовать воплотить на учебном занятии один из приёмов:

«Фантастическая добавка»
Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека…
 
«Эмоциональное вхождение в урок»

Преподаватель начинает учебное занятие с "настройки". Например, знакомим с планом учебного занятия. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема учебного занятия в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое–что ценное... (называется тема повторения)".

Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на учебное занятие будет короткая музыкальная фраза.

 
«Театрализация»
Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно постороннему наблюдателю со стороны. Разыгрывается сценка на учебную тему.
 
«Пословица–поговорка»
Преподаватель начинает учебное занятие с пословицы или поговорки, относящейся к теме учебного занятия.
 
«Высказывания великих»
Преподаватель начинает учебное занятие с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме учебного занятия.
 
«Эпиграф»
Преподаватель начинает учебное занятие с эпиграфа к данной теме.
 
«Проблемная ситуация»
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
  • самостоятельное решение;
  • коллективная проверка результатов;
  • выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
  • постановка цели учебного занятия.
 
«Проблема предыдущего урока»
В конце учебного занятия учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из–за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем учебном занятии. Таким образом, тему учебного занятия можно сформулировать накануне, а на следующем учебном занятии лишь восстановить в памяти и обосновать.
 
«Интеллектуальная разминка»
Можно начать учебное занятие с интеллектуальной разминки – два–три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного короткого опроса – простого опроса, ибо основная его цель – настроить учащегося на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой.
 
«Нестандартный вход в урок»
Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут учебного занятия. Преподаватель начинает учебное занятие с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
 
«Ассоциативный ряд»
К теме или конкретному понятию учебного занятия нужно выписать в столбик слова–ассоциации. выход будет следующим:
  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
  • затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что–либо добавить или стереть.