Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий.
Этот вид деятельности очень важен. К. Д. Ушинский считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся. Главное – научить учащихся трудиться самостоятельно. Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся!
Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал и в этом Вам помогут следующие методы и приёмы:
«Мини–проекты»
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини–проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель.
«Решение ситуационных задач»
Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практикоориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.
«Мини–исследование»
Преподаватель “подталкивает” учащихся к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы: что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься в первую очередь? о чём хотелось бы узнать, как можно больше? Ответив на эти вопросы, учащийся может получить совет преподавателя, какую тему исследования можно выбрать. Например, тема может быть:
- фантастической (учащийся выдвигает какую–то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
«Работа с компьютером»
«В своём темпе»
При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.
«Озвучивание "немого кино"»
«Реставратор»
Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.
«Работа с иллюстративным материалом»
«Вопросительные слова»
Прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме учебного занятия. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме учебного занятия. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример:
вопросительные слова |
основные понятия темы |
как? что? где? почему? сколько? откуда? какой? зачем? каким образом? какая взаимосвязь? из чего состоит? каково назначение? |
информация преступления закон статья безопасность категории
|
«Дерево предсказаний»
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. " Дерево предсказаний может выглядеть так: