Рекомендации психолога родителям подростков
- В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
- Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.
- Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя». В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
- Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.
- Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому, что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе. Совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.
- Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
- Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно. То же касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.
- Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
- Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
- Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.
- Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.
- Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в какихлибо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.
Тематика бесед-консультаций для родителей,
проводимых педагогом-психологом
Простые правила по воспитанию ребенка
- Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
Положительная эмоциональная установка: хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. - Ясно определите, что вы хотите от ребёнка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает, по этому поводу.
Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. - Предоставьте самостоятельность.
Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой. Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, навязывают готовые решения. Дети - тоже. Однако дети - люди неопытные. Им хочется до всего дойти самим, но сделать это они могут с помощью взрослых. Помощь должна быть тактичной, своевременной, не выполнением дела «вместо» или «за» ребенка. - Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребёнка. И здесь…
-
Не пропустите момент, когда дети достигнут первого успеха.Никогда не ждите особого случая - хвалите ребёнка за каждый удачный шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что…», и обязательно дайте почувствовать своё настроение: радость. Если ребёнок совершает ошибку, то необходимо…
-
Своевременно сделать замечание, оценить поступок, а затем сделать паузу - дать осознать услышанное от Вас.Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните…Главное - оценить поступок, а не личность.К, сожалению, именно в этом пункте таится самая распространённая и самая серьёзная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности), вместо «ты поступил плохо» (оценка поступка). Если критикуется поступок, ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь… Из справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителей.Не надо вспоминать всю свою жизнь, истории…Чем короче замечание - тем лучше. После замечания обязательно.
-
Прикоснитесь к ребёнку и тем самым дайте понять, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель.
-
Воспитание должно быть поэтапным.Своевременно и точно поднимать планку.
-
Воспитатель должен быть строгим, но добрым!
Как предупредить негативное влияние на ваших детей и предостеречь их от попадания в круг асоциальных личностей?
Уважаемые родители!
Каждый из вас желает, чтобы Ваши дети были здоровыми, благополучными, законопослушными людьми. Вот несколько простых правил, выполняя которые, Вы сможете предупредить негативное влияние на ваших детей, предостеречь их от попадания в круг асоциальных личностей:
1.Постоянно обращайте внимание на ответственное отношение к сохранности личных вещей, в том числе мобильных телефонов, велосипедов и к появлению у них новых вещей, которых вы не приобретали.
2.Требуйте от своих детей ношения в темное время суток световозвращающих элементов (фликеров). Жизнь и здоровье детей гораздо дороже стоимости фликера. Объясняйте детям, что при переходе проезжей части необходимо быть максимально внимательным!
3.Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений. В любой момент времени вы должны знать где, с кем находится ваш ребенок, чем занимается. Круг общения своего сына либо дочери вы должны знать с именами и фамилиями, адресами и телефонами.
4.Не допускайте нахождения ребенка вне дома в позднее время суток и в ночное время. Если сын или дочь отпрашиваются переночевать у друзей либо знакомых, свяжитесь лично с родителями друзей и только после этого принимайте решение.
5.Обязательно посещайте родительские собрания, поддерживайте связь с куратором и мастером п/о группы, педагогом социальным, обращайтесь за помощью (консультацией) к педагогу-психологу.
6.Больше общайтесь с ребенком о его делах, проблемах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях со сверстниками, в том числе в лицее и по месту жительства.
7.Ваши дети должны четко понимать, что вы крайне отрицательно относитесь к употреблению алкоголя в несовершеннолетнем возрасте, регулярно напоминайте им об этом. Не вздумайте наливать им алкогольные напитки, в том числе на праздники. Если же вы это делаете, то сами способствуете «воспитанию» будущего алкоголика.
8.Если вы позволяете ребенку курить либо «закрываете на это глаза», то вы рискуете, что кроме проблем со здоровьем, ребенок в будущем приобретет и другие вредные привычки, такие как употребление алкоголя, токсических веществ, наркотиков!
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. В случае невыполнения родителями или лицами их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности. Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, административную, гражданскую, уголовную.
Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста.
Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.
Для тех родителей, кто не выполняет свои обязанности, безразличен к безопасности своих детей, КоАП дополнен статьей 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в ночное время вне жилища».
Соответствующее правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
В соответствии со ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун.
Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении.
Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
- ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 67 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).
РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ!
Именно Вы несете полную ответственность за воспитание и содержание своих детей!
Внимание — НАРКОТИКИ!!!
В последние годы, из Китая в Россию заходит непрекращающийся поток новых наркотиков, расходится по стране почтовыми отправлениями, а непосредственная торговля ведется через сеть интернет. Названия этих наркотиков на слэнге: спайсы и соли. Бороться с ними сложно, потому что их с запозданием включают в список запрещенных, а также потому что распространение происходит через интернет, и организаторы сами не прикасаются к наркотикам. Основные потребители — молодежь 1989-1999 г.р.
Наркотики эти чрезвычайно опасны, так как доступны, просты в употреблении, и действуют в первую очередь на психику.
Государство не способно оградить наших детей, поэтому мы обязаны защитить их сами. Кроме нас этого никто не сделает.
Не будьте беспечны, не думайте, что это может коснуться любого, но не вас. Запомните — наркотики не выбирают, сын учительницы или дочь генерала. И основная причина наркомании — доступность наркотиков.
Ситуация осложняется еще и тем, что на эти виды наркотиков, в России не существует тестов, поэтому, тестирование проводимое сегодня в учебных заведениях, совершенно не отражает реального положения дел.
Что необходимо знать родителям!
Самые распространенные среди молодежи наркотики — курительные смеси JWH (план, дживик, спайс, микс, трава, зелень, книга, журнал, бошки, головы, палыч, твердый, мягкий, сухой, химия, пластик, сено, липкий, вишня, шоколад, россыпь, рега, дым, зеленый флаг, ляпка, плюха и т.д.) являются синтетическими аналогами каннабиноидов, но в разы сильнее.
Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов.
- Сопровождается кашлем (обжигает слизистую);
- Сухостью во рту (требуется постоянное употребление жидкости);
- Мутный либо покрасневший белок глаз (важный признак! наркоманы знают, поэтому носят с собой Визин, и другие глазные капли);
- Нарушение координации;
- Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки);
- Заторможенность мышления (тупит);
- Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30);
- Бледность;
- Учащенный пульс;
- Приступы смех.
В связи с тем, что дозу не просчитать (разные продавцы, составы, формулы, концентрация) возможны передозировки, которые сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, сильной бледностью, до потери сознания, и могут привести к смерти.
После употребления, в течение нескольких дней и дольше:
- Упадок общего физического состояния;
- Расконцентрация внимания;
- Апатия (особенно к работе и учебе);
- Нарушение сна;
- Перепады настроения (из крайности в крайность).
Основная примета — подросток начинает пропускать уроки, падает успеваемость, вообще перестает ходить в школу. Все время врет. Появляются друзья, о которых не рассказывает. При разговоре с ними по телефону уходит в другую комнату, или говорит, что наберет позднее. Появляется раздражительность до ярости, уходит от любых серьезных разговоров, уходит от контакта с родителями, отключает телефоны. При постоянном употреблении становится очевидной деградация. Думает долго, неопрятен, постоянно просит деньги, залезает в долги начинает тащить из дома. Теряет чувство реальности, развивается паранойя.
Обкуренные подростки, зимой зачастую тусуются в подъездах и компьютерных клубах.
Употребление курительных смесей — частая причина подростковых суицидов. Как правило, выходят из окон. Это не значит, что подросток хотел свести счеты с жизнью, возможно, он просто хотел полетать.
И еще. В 99% случаев употреблять курительные смеси начинают те, кто уже курит сигареты.
Покупают эти наркотики или через интернет, или у сверстников. Как правило, подростки заходят на известные сайты торгующие наркотиками, набирая в поисковике несколько ключевых слов, получает контакт, списывается через скайп или аську, делает заказ, ему тут же сообщают номер счета, он оплачивает через терминалы, и ему сообщают, где забрать спрятанные наркотики.
На слэнге — поднять закладку, найти клад. Те же самые действия можно осуществлять ВКонтакте, одноклассниках и т.д. Зачастую, информацию считывают со стен домов, когда видят надписи: Легал, Микс, Куреха, План и т.д. и номер аськи, реже — телефон.
Для подростков это все представляется интересной игрой. Для того чтобы понять, что ваш ребенок покупает наркотики, достаточно проверить его переписку, они ее как правило не стирают.
Сверстники, одноклассники, которые начинают торговать наркотиками в школе, сразу же становятся заметны, у них появляется другие телефоны, айпады, ноуты, они лучше одеваются. К ним обращаются старшие. Они становятся негативными лидерами, и, как правило, у позитивно настроенных детей не хватает аргументации эту ситуацию переломить.
Подросток, начавший торговать наркотиками, и использующий это занятие как способ коммуникации со старшими и самоутверждение среди сверстников, никогда не откажется от этого занятия добровольно.
Как выглядит этот наркотик
JWH заходит сюда в виде реагента (концентрат). Этот реагент — порошок, похож на обычную соду. Его разводят разными способами, и наносят (опрыскивают) на «основу». Чаще всего, «основа» — обычная аптечная ромашка. Может быть, мать-и-мачеха и вообще любая аптечная трава. Иногда, для вязкости перемешивают в миксере с черносливом или табаком для кальянов. Но, молодые потребители, как правило, берут готовый наркотик.
Самый распространенный способ употребления курительных смесей — маленькая пластиковая бутылочка с дыркой (если такие бутылочки с прожженной дыркой находят в школьных туалетах, это самый верный признак того, что в школе употребляют наркотики). Так же, смеси иногда курят через разные трубочки. Их, как правило, держат при себе, и от них ужасно воняет. Иногда, прежде чем зайти домой, подросток оставляет такую трубочку в подъезде (в щитке).
Алкоголь, и даже пиво, потенцирует действие наркотика. Человек дуреет, отключается вестибулярный аппарат, теряет пространственную и временную ориентацию, и напрочь отшибает память. У подростков встречается часто.
Ни один из употребляющих курительные смеси не считает себя наркоманом. У него напрочь отсутствует самокритика, у них трудно идет мыслительный процесс, они общаются только с себе подобными, поэтому убеждены, что курят все.
Сначала хватает одной-двух затяжек. Затем увеличивается частота употребления. Потом доза. Разгоняются быстро. Позднее, начинают курить неразведенный реагент. С этого момента наркоман уже не может обходиться без смеси и испытывает невероятный дискомфорт и беспокойство, если наркотика нет при себе.
Приходят в себя очень долго. Как правило, проходит несколько месяцев, прежде чем начинают адекватно оценивать происходящее. Нам случалось наблюдать необратимые последствия употребления курительных смесей.
Как научить ребенка распоряжаться деньгами
Когда у ребенка должны появляться собственные деньги? Как часто нужно ему их давать и сколько? Должен ли он их зарабатывать, каким образом и с какого возраста? Как научить его тратить деньги «с умом» и как воспитать бережливость? Подобными вопросами задаются, пожалуй, все родители. Часто они не знают, как поступить, когда ребенок просит денег. С одной стороны, не хочется лишать ребенка чего-то нужного, а с другой — не хочется слишком избаловать. Родители хотят проявить родительскую любовь, но при этом понимают, что надо развивать у детей и чувство ответственности. Согласитесь, считать, что «копейка рубль бережет», а потом заявлять, что «жизнь и так не балует», поэтому не стоит лишаться каких-то небольших радостей, — не слишком последовательно. Потому-то родителям трудно не только показать ребенку на деле, как надлежащим образом расходовать средства, но и самим придерживаться какой-то определенной линии поведения.
Конечно, написать список рекомендаций, весьма убедительных на бумаге, гораздо проще, чем осуществить их на практике. Наверняка вам встречались люди, которые планируют и тратят свои финансы совсем не так, как это делали их родители. Дети, которых с раннего детства учили экономии и бережливости, могут вырасти как серьезными, солидными людьми, так и бездумными транжирами. И в семье, где серьезно не планировали бюджет, может вырасти абсолютно пунктуальный в финансовых вопросах человек. Иными словами, дети могут расти в одинаковых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга своим отношением к деньгам. Один будет прочно стоять на ногах даже обладая скромными средствами, потому что умеет распоряжаться ими, а другой будет вечно находиться на грани банкротства, хотя и зарабатывает в десять раз больше. Причина кроется в том, что искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания.
Чем меньше мы разбираемся в себе и понимаем свои хотения, тем хуже мы можем управлять ими, а значит, и своими деньгами, которые необходимы для их удовлетворения. Экономия или трата денег сами по себе не имеют никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые насущные нужды. Жадный человек лишает себя удовольствия сегодня, транжира — завтра. Деньги — всего лишь способ удовлетворения желаний, а раз так, значит, надо, чтобы тот, кто их тратит, имел голову на плечах. Вот и все!
Дима долго и настойчиво упрашивает родителей купить ему радиоуправляемую машинку. Наконец родители, понимая, насколько сильно мальчику хочется поиграть ею, идут в магазин. Вожделенная машинка торжественно вручается Диме. Счастью и радости нет предела. Но не проходит и двух дней, как папа обнаруживает дорогую игрушку в саду испачканной и насквозь мокрой после дождя. В чем дело? Порой мы не замечаем, что желание что-то иметь мотивируется не только привлекательностью игрушки. Игрушка часто становится для ребенка символом любви родителей к нему и уверенности в его способности уговорить их. Получается, что ребенок ставит нас, взрослых, в положение, когда, чтобы показать нашу доброту и любовь, мы должны что-то купить! Хотя в другой ситуации те же самые добродетели могут быть продемонстрированы без всяких денег. Иными словами, мы сами учим ребенка использовать деньги для удовлетворения тех желаний, какие, по существу, не имеют ничего общего с приобретаемыми вещами.
Даже в мире взрослых мы сталкиваемся с проблемой покупок не по карману или в кредит, что само по себе не предосудительно. Но за подобными поступками часто кроется желание «быть не хуже других», иначе, как им кажется, их осудят окружающие. Заболевший человек тратит, как правило, больше денег, чем здоровый, — жизнь обходится ему дороже, чем обычно. Точно так же дороже она обходится и тому, кто не умеет разобраться в себе, и дешевле для того, кто осознает себя.
Экономическая ответственность означает не трепетное отношение к деньгам, но психологическую зрелость личности. Вот почему так важно научить детей пользоваться деньгами. Мы попытаемся дать некоторые рекомендации по поводу денег, но самое важное — сосредоточить наши усилия на развитии психологической зрелости ребенка.
Как наладить гармоничные отношения с ребенком. Как это сделать?
1. Соблюдайте основные принципы:
Поддерживайте все позитивное в ребенке.
Ваш ребенок должен с любовью и уважением относиться к самому себе.
Всегда с пониманием и симпатией прислушивайтесь к тому, что говорят ваши дети.
Акцентируйте внимание на чувствах и переживаниях. Понимание чувств ребенка — путь к ненасильственному разрешению проблем.
Сотрудничайте с детьми.
Решайте любую проблему с ребенком как с равноправной и равноценной личностью.
2. Придерживайтесь следующих правил:
Общаясь с ребенком, всегда
говорите о конкретных ситуациях, поступках. Не давайте оценку личности, характеру ребенка. Категорически избегайте диагноза и прогноза его судьбы.
В центре ваших высказываний
должны находиться чувства, эмоции, переживания. Применяйте «зеркальное» отражение чувств ребенка, покажите, что вы понимаете его. Научите ребенка узнавать, понимать, выражать иоценивать свои собственные чувства.
Если вы что-то требуете от ребенка,
не оставляйте его наедине с проблемой, скооперируйтесь с ним. Опишите ситуацию, расскажите, чего вы ждете от ребенка, предложите возможные способы разрешения проблемы. Пусть ребенок сам выберет решение из альтернативных действий.
Поощряя и наказывая ребенка, способствуйте его личностному росту.
Наказание применяйте только в виде запрещения.
Физические наказания исключены, так как развивают у ребенка агрессивность, тревожность, неуверенность в себе. Поэтому лучше, зная ребенка, прогнозировать его поведение и предупреждать нежелательные поступки. Запрещения должны быть конкретно сформулированы и строиться по схеме:
- сообщите ребенку, что вы понимаете его чувства, желания;
- опишите его действия;
- скажите о запрете четко и понятно;
- предложите альтернативы взамен запрещаемого;
- дайте ребенку знать, что вы понимаете его негативные чувства и реакции, связанные с запретом.
Наказание эффективно, когда ребенок осознает свои ошибки.
ОСНОВНОЙ СПОСОБ ПООЩРЕНИЯ — ПОХВАЛА.
Помните, что хвалить ребенка нужно:
- оценивая, как и что он сделал, сколько усилий приложил, что чувствовал;
- не сравнивая ребенка с другими детьми;
- позволяя ребенку самому оценить себя.
Не связывайте материальное поощрение с конкретными достижениями ребенка, его послушанием. Ребенок должен чувствовать, что новая покупка, подарок — не плата за что-то, а свидетельство родительской любви и заботы.
Если в ваших отношениях с детьми не все гладко, не отчаивайтесь: многие родители переживают трудности в воспитании. Не пытайтесь сразу обвинить ребенка. Возможно, причина вашего недовольства не в нем, а в вас, в вашем восприятии его поведения.
Попробуйте измениться САМИ!