В рамках реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых УО "Минский государственный колледж инновационных строительных технологий имени И.М. Жижеля" проводит обучение взрослого населения по профессии Печник.
Форма обучения: вечерняя
Срок обучения: 2 месяца с выдачейсвидетельства государственного образца.
Телефон для связи: 357-54-11, 356-67-25 .
Объявляется набор слушателей по профессиональной подготовке рабочих по профессии печник (2 разряд).
По всем вопросам, связанным с платными услугами, обращайтесь по телефонам:
Рабочий инвентарь печника за 100 лет почти не изменился: кельма, шнур–причалка, лопата для размешивания глины да отвес для проверки правильности закладки углов. На смену последнему, впрочем, пришел уровень. А вместо молотка–кирочки современные мастера используют станок для резки кирпича. Вот и весь технический прогресс. Далее печник все делает вручную. Не зря говорят: в каждой печи остается частичка души ее создателя. А некоторые нерадивые мастера могут оставить и частичку своей злобы. Вениамин Ярусов — печник с 15–летним стажем, 30 лет отдал системе профтехобразования. Сейчас работает мастером производственного обучения Минского государственного профессионального лицея № 5 транспортного строительства. Про свое хобби говорит: нет тут ничего завидного, это тяжкий труд.
— В 1990–е мы с другом трудились у заказчика каменщиками. Дом построили, а он: «Надо еще камин». Мы не умели. Но хозяин сказал: «Как скажу, так и делайте». Красивый камин получился. А подтопили — весь дым в хату. Не зря говорят: «Не хвались печью в нетопленой избе». Думали, придется переделывать. Но заказчик «успокоил», мол, это не для себя, а на продажу... Осадок, конечно, остался. Поэтому к следующей печи я готовился серьезно, книги читал, практиковался. А потом так и пошло: печка за печкой. Знакомые рекомендовали своим знакомым, те своим... Одно время камины заказывали для красоты. Сейчас часто просят русские печи для приготовления пищи в летних беседках, которые держат температуру зимой до 5 часов. Популярны печи с лежаком, с решеткой для барбекю, печи для бани, голландки и т.д. Вообще, печник — это профессия творческая. Я люблю делать разные нестандартные конструкции, фантазировать, — Вениамин Николаевич показывает фото своих работ. — Кладка печи спешки не терпит. Тут нужно сначала все продумать, с хозяином обсудить, эскиз нарисовать, количество кирпича подсчитать, а потом уж за работу браться. На одну печку минимум неделя уходит. А не зная тонкостей, можно таких ошибок наделать!
— А стройматериал имеет значение? Говорят, в прежние времена печник каждый кирпич простукивал молоточком, смотрел, чтобы звонкий был, хорошо обожженный.
— Материал очень важен. Бывает, привозят кирпич весь в трещинах. Если его использовать, то для укрепления топки нужно огнеупорный докупать, печь защищать. Не то через 2 — 3 года она развалится... К слову, если материал качественный, то можно и повторно его класть. В этом году, например, я делал печи из кирпича, снятого с монастыря (одна под старину получилась). Они и по 50 лет простоят, если правильно ухаживать. А качество раствора мастер оценивает на ощупь. Слишком жирным может разорвать печь, пойдут трещины. Тогда приходится исправлять. Я уже столько лет печи кладу и то промахи случаются. Только не каждый печник станет устранять свои огрехи, а уж тем более ошибки заказчиков. Некоторые начинают кладку и бросают на полпути. Мол, с хозяином не сработались. Другие горе–мастера сделают тяп–ляп, деньги получат — и будь здоров. Иные, говорят, и вовсе от злости на хозяина могут в дымоходе прикрепить на веревочке перышко с кусочком глины. Обрастая сажей, оно будет создавать эффект засоренности трубы... Между тем проблемные печи могут привести к пожару и отравлению угарным газом. Поэтому хороший печник — человек незлопамятный, внимательный и ответственный.
Такой разговор хорошо было бы вести у натопленной печи. Но Вениамин Ярусов нарасхват: когда не занят хобби, передает мастерство ученикам. Курсы печников пользуются большим спросом. В группу на сентябрь мест уже нет.
— Желающие едут к нам со всей страны. Кто–то хочет дома у себя печку сложить, другие планируют стать профессиональными печниками. Недавно на курсах учились несколько сотрудников МЧС. Зачем? Они проверяют жилые помещения в сельской местности и должны знать, как ремонтировать печи. Женщины, кстати, тоже учились. Почему бы нет? Тут главное — иметь хороший глазомер и не бояться высоты, чтобы работать на крыше. Помогут инженерные способности. Другое дело, что профессиональное занятие этим ремеслом связано с разъездами, необходимостью жить в спартанских условиях. Ведь печи часто кладут в недостроенных домах. К тому же печник должен быть физически выносливым. После сотни кирпичей и один кажется тяжелым. А на русскую печь в среднем около 1.000 кирпичей может понадобиться.
Учащиеся получают корочки печников 2–го разряда. По сути, это ученический уровень. Настоящее понимание профессии приходит на практике. Но при желании руку набить можно и в мастерской лицея. Вы бы видели, с каким удовольствием взрослые дядьки играют тут с кирпичиками, собирают и разбирают своеобразный конструктор! Спрашиваю «подмастерьев», что самое сложное в работе? «Выдержать вертикаль, угол ровный сделать, — отвечают, — и понимать ходы и выходы в печке». Ведь внутри кирпичной конструкции, оказывается, настоящий лабиринт. «Прежде чем попасть в трубу, дым должен походить по нему, отдать всю тепловую энергию печке и уже практически холодным выйти наружу», — просвещает меня Александр. По образованию инженер–энергетик, он осваивает новое ремесло, чтобы сложить печь в собственном доме в деревне. Говорит, хорошего печника приглашать за полгода–год нужно, да и стоит это недешево.
Самый пожилой ученик — 68–летний Петр Владимирович — уверен, что мужик должен уметь все делать своими руками. В свое время он научился летать на самолете, сейчас учится печь класть. Второе, признает, сложнее. Кстати, на курсы отец пришел вместе с сыном...
— За время практических занятий можно сложить до 10 печей. Но для хорошего печника важна не скорость, — уверяет Вениамин Николаевич. — Тут надо работать и думать головой. Пусть меньше сделают, но главное, чтобы они поняли суть печи.
Выходит, даже в XXI веке профессию печника нельзя отнести к умирающим. Люди по–прежнему хотят домашнего тепла. Такого, которое может дать только настоящая русская печь.