Порядок социально-педагогической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи определяет Инструкция, утвержденная Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 20.09.2022 № 328:
- Социально-педагогическую поддержку обучающихся осуществляет педагог социальный, психологическую помощь им оказывает педагог-психолог.
- В своей деятельности педагог социальный и педагог-психолог (далее – специалисты) руководствуются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», Законом Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», настоящей Инструкцией, иными актами законодательства.
- Задачи деятельности специалистов:
- защита прав и законных интересов обучающихся учреждений образования, содействие их обучению, воспитанию и развитию, социальной адаптации;
- содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах обучающихся учреждения образования;
- организация личностно-ориентированной социально-педагогической поддержки, психологической помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
- участие в разработке и выполнении плана реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, плана защиты прав и законных интересов ребенка;
- участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
- разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся;
- предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни;
- повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса.
- Принципы деятельности специалистов:
- законность;
- уважение и соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;
- доступность и добровольность получения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи;
- обеспечение равных возможностей получения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи для всех обучающихся;
- конфиденциальность;
- научная обоснованность;
- профессионализм.
- Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних обучающихся осуществляется во взаимодействии с их законными представителями и с учетом мнения несовершеннолетнего обучающегося.
- Оказание психологической помощи обучающимся осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи».
- Деятельность по оказанию психологической помощи осуществляется педагогом-психологом в отдельном рабочем кабинете.
- Объем, формы, продолжительность социально-педагогической поддержки и психологической помощи определяются специалистами с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.
- Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание импсихологической помощи может носить индивидуальный и (или) групповой характер.
- Специалисты в пределах своей компетенции имеют право:
- определять актуальные направления, задачи и объем осуществляемой деятельности;
- выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
- инициировать направление в установленном порядке запросов и ходатайств
- учреждения образования в целях получения необходимой информации для обеспечения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи обучающимся;
- посещать уроки, занятия, иные образовательные мероприятия;
- вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, педагогических работников предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса.
- Специалисты обеспечивают:
- рассмотрение вопросов и принятие решений в пределах компетенции и должностной инструкции;
- повышение своего профессионального уровня, прохождение аттестации;
- ведение документации по направлениям профессиональной деятельности в соответствии с актами законодательства.
- Информация об организации и содержании деятельности специалистов размещается на информационных стендах учреждения образования, на официальном сайте учреждения образования в глобальной компьютерной сети Интернет.
- Документация специалистов включает:
- планы работы на полугодие;
- графики работы;
- социально-педагогическую характеристику учреждения образования;
- материалы по организации социально-педагогической поддержки обучающихся и оказанию им психологической помощи;
- отчеты о работе специалистов за год;
- журнал учета консультаций педагога-психолога;
- журнал учета консультаций педагога социального;
- номенклатуру дел.
- Специалисты работают во взаимодействии по принципу интеграции работы по социально-педагогической поддержке обучающихся и оказанию им психологической помощи.
Общее руководство деятельностью специалистов осуществляет заместитель руководителя, курирующий данное направление работы.
- Деятельность учреждений образования по социально-педагогической поддержке обучающихся и оказанию им психологической помощи координируют структурные подразделения областных, районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, социально-педагогические центры.
Экстренная психологическая помощь